Чехия                 

Музыка

    Несмотря на тот факт, что в Чехии, как и в любой другой стране, музыка как вид искусства появилась еще в незапамятные времена, настоящий расцвет ей пришлось пережить только в середине XIX века, когда на авансцене национальной культуры появились такие выдающиеся фигуры, как Бедржих Сметана и Антонин Дворжак. Б. СметанаЭти выдающиеся композиторы, по сути, создали чешскую классическую музыку, ведь до этого времени она питалась творчеством европейских авторов — Моцарта, Листа, Паганини, Вебера и других — и носила преимущественно подражательный характер. Сметана и Дворжак начали разрабатывать новые и самобытные темы, мотивы и приемы, определившие специфику национальной культуры.
    Тема разлуки с родиной стала основной в творчестве Бедржиха Сметаны (1824–1884). После того как композитор прожил несколько лет на чужбине в Швеции, он создал шестичастный цикл поэм «Моя страна». Три из них посвящены событиям исторического прошлого Чехии («Вышеград», «Шарка» и «Табор»), остальные отражают современное Сметане состояние общества и взгляд в потенциально возможное будущее страны («Влтава», «В чешских лугах и лесах», «Бланик»). Поэма «Влтава», содержащая веселую сцену охоты, крестьянскую польку и танец эльфов, — одно из самых часто исполняемых произведений. Помимо симфонических произведений, Сметана писал оперы, наибольшей известностью из которых пользуются «Проданная невеста» и «Либуше». В них композитор широко использовал разнообразные фольклорные мотивы и народные танцы, сочетая их с общеевропейским стилем.
    Последние годы жизни Сметаны сложились трагично: в 1874 году он потерял слух, а в 1882 году у композитора появились признаки душевного заболевания.

    Интересна судьба другого выдающегося чешского композитора XIX века — Антонина Дворжака. А. ДворжакОн родился в деревне Нелагозевес (находится совсем неподалеку от известного замка) в семье мясника. Хотя мальчику самой судьбой было уготовано продолжать отцовское дело, он усердно занимался игрой на скрипке и уже в возрасте 16 лет отправился в Прагу с целью продолжить свое музыкальное образование. Здесь он прошел путь от музыканта городского оркестра до стипендиата Государственной музыкальной премии. В 1892 году Дворжак был приглашен на пост директора Национальной консерватории в Нью–Йорке и занимал эту должность в течение трех лет. Здесь он написал свои лучшие сочинения — Девятую симфонию си минор, носящую название «Из нового Света», виолончельный концерт си минор (является одним из лучших произведений данного жанра в мировой музыке), струнный квартет фа-мажор, «Библейские песни» на старые чешские тексты. К другим известным произведениям этого периода относятся: «Славянские танцы», пятая симфония фа-мажор, скрипичный концерт, фортепианное трио «Думки», фантазии на темы чешских танцев, цикл фортепианных пьес «Юморески» и некоторые другие. Однако тоска по родной стране заставила Дворжака вернуться в Прагу, где он возглавил Государственную консерваторию.
    Произведения Дворжака отличаются эмоциональностью, богатством мелодизма и оригинальностью ритмики. Кроме того, как и Сметана, Дворжак проявлял интерес к народному творчеству, поэтому в его произведениях часто встречаются фольклорные мотивы.
    Появление таких выдающихся композиторов, как Дворжак и Сметана, дало толчок для дальнейшего развития чешской классической музыки. В число наиболее известных авторов XX века входят: Леош Яначек, Йозеф Сук, Богуслав Мартину, Алоис Габа.