Чехия                 

Легенды Чехии

    Легенды ЧехииПожалуй, ни в какой другой европейской стране нет такого количества легенд и преданий, как в Чехии. Сама атмосфера старинных чешских городов располагает к тому, чтобы погрузиться в загадочный и удивительный мир призраков, святых, бесстрашных воинов, оживших статуй и ужасных монстров. Лабиринты узких извилистых улочек. Таинственные домовые знаки, сохранившиеся со времен Средневековья. Полутемные церкви с пробивающимися сквозь готические витражи лучами света. Величественные статуи. Массивные двери со старинными замками. Достаточно сделать всего один шаг, чтобы оказаться по ту сторону реальности…
    Самое удивительное, что традиция рассказывания старинных легенд жива в Чехии до сих пор. С неизменным трепетом и благоговением поведают вам ее жители те удивительные истории, которые бережно передавались от поколения к поколению их предками. И дело не только в поэтичности образов и увлекательности сюжетов этих сказаний. Дело в том, что это — неотъемлемая часть культурного наследия страны. История, прошедшая сквозь призму народного сознания. И еще один ключик к пониманию чешского национального характера.

    Голем
    Эта история произошла в 1580 году. Жил тогда в Праге священник по имени Тадеуш, страстно ненавидевший евреев и искавший любого повода, чтобы спровоцировать распри, раздор и погромы. В те времена раввином Староновой синагоги был назначен легендарный Иегуда Лёв бен Бесалель, прославившийся как талмудист и кабаллист. Узнав о том, что Тадеуш вынашивает очередные коварные планы, рабби Лёв обратился к небесам с вопросом, как справиться с врагом. В ответ он получил следующую разложенную по алфавиту фразу: «Ata Bra Golem Dewuk Hachomer Wrtigzar Zedim Chewel Torfe Jisrael» — «Сотвори из глины Голема и уничтожь пошлую чернь, пожирающую евреев».
    ГолемЭто загадочное послание означало, что раввин должен при помощи открытого ему небом числа букв создать живое существо, способное защитить гетто. Для соблюдения магического ритуала нужно было дождаться определенного положения звезд, после чего выждать семь дней и найти подходящую глину. Затем рабби Лёв позвал своего зятя Ицхака Бен Симеона и его ученика, Левия Якоба Бен Хаим Сассона и поведал им тайну сотворения Голема: «Для сотворения создания, способного защитить еврейский народ от погромов, нужны четыре стихии. Ты, Ицхак, будешь огнем, ты, Якоб, — водой, я сам — воздухом, мы вместе сотворим из четвертой стихии, земли, Голема».
    В установленный день при свете факела и чтении псалмов Лёв и его помощники вылепили из глины фигуру мужчины длиной в три локтя. Рабби семь раз обошел вокруг него против часовой стрелки, произнося магические слова. Затем он попросил проделать то же самое, но в обратном направлении, Сассона. После этого глиняное тело стало огненно-красным. Рабби Лёв велел и Левию Якобу обойти тело справа налево столько же раз, сказав ему определенное для его стихии заклинание. С началом рассвета Лёв прочитал формулу из второго стиха седьмой главы Книги Бытия («И вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою») и вложил в рот Голема табличку с так называемым шемом, то есть тайным именем Бога, которое не указано ни в одной из священных книг и которое можно вычислить только обладая высокой мудростью. После того как обряд подошел к концу, Голем открыл глаза и начал изумленно озираться по сторонам. Рабби Лёв сказал ему: «Вставай на ноги!» И Голем встал. Потом на него одели одежду шамеса, и он стал выглядеть почти как обычный человек. Вот только не было у него дара речи, а кожа имела землисто-коричневый цвет.
    Рабби Лёв обратился к Голему со следующими словами: «Знай, что мы сотворили тебя из кома земли. Твоя задача — защищать еврейский народ от преследований, тебя зовут Йозеф, и ты должен слушаться моих приказов, куда и когда бы я тебя ни послал, в огонь и воду. Даже если я тебе прикажу прыгнуть с крыши или пошлю на дно моря». Голем кивнул головой в знак согласия. Йозеф Голем стал жить в раввинате в качестве слуги. Каждую пятницу после обеда рабби Лёв давал Голему его дневной план. Обычно он велел Йозефу не делать в шабат ничего другого, кроме как стоять на посту у ворот гетто и следить за тем, чтобы в город не проникали враги.
    И вот случилось так, что рабби Лёв в одну из пятниц забыл дать Голему его дневной план, и тот остался без занятия. Первое время он по привычке стоял возле ворот гетто, но ближе к концу дня, когда все начали готовиться к наступающему шаббату, Голем неожиданно разбушевался: начал бегать, как бешеный, по еврейскому городу, уничтожая все на своем пути. Охваченные страхом жители стали разбегаться по домам с криком: «Йозеф Голем сошел с ума!» Вскоре весть об ужасном поведении Голема донеслась до Староновой синагоги, где молился рабби Лёв. Он выбежал на улицу и, не видя своего глиняного слуги, закричал в отчаянии: «Йозеф, остановись!» Все увидели, что Голем в тот же миг остановился как вкопанный. Рабби Лёву сказали, где стоит Голем, раввин подошел к нему и шепнул на ухо: «Иди домой и ложись спать». С той пятницы раввин ни разу не забывал дать Голему его дневной план, зная, чем это может обернуться.
    Прошло время, опасность погромов миновала, рабби Лёв позвал к себе Ицхака Бен Симеона и Левия Якоба и сказал им: «Теперь Голем стал лишним, так как нам уже нет необходимости опасаться обвинений и клеветы. Мы должны уничтожить его». Раввин и его приближенные отнесли глиняное тело на чердак Староновой синагоги и приступили к его уничтожению. Они совершили тот же обряд, что и при сотворении, только в обратной последовательности: если, создавая Голема, они стояли у его ног, то теперь встали рядом с его головой. Слова из Книги Бытия также читались наоборот. После того как обряд был закончен, Голем вновь превратился в безжизненную каменную глыбу. Рабби Лёв позвал слугу и приказал ему раздеть Голема до рубашки, а одежду сжечь. Застывшего Голема укрыли старыми богослужебными одеяниями и книгами и строжайше запретили кому бы то ни было входить на чердак синагоги. Говорят, что каждые 33 года, по ночам Голем появляется на улицах еврейского города, и в эту ночь на улицах гетто происходят страшные события.

    Распятие из монастыря крестоносцев
    В нескольких шагах от Карлова моста находится старый монастырь крестоносцев. В былые времена он принадлежал ордену монахов-францисканцев, знаком которого был сначала красный крест, а позже шестиконечная звезда. Так вот, в коридоре этого монастыря висит большое распятие, выражение лица которого настолько реалистично, что при взгляде на него многих охватывает ужас. О создании этого странного распятия существует легенда.
    В маленьком обветшавшем от старости домике недалеко от монастыря жил молодой резчик. Работой он был одержим и мечтал вырезать такие вещи, чтобы все останавливались перед ними в изумлении. Однако никто о резчике не знал, поэтому заказы ему выпадали весьма редко, а если и выпадали, то он старался сделать все по-своему, не считаясь с мнением заказчика, отчего большинство его переговоров заканчивались ссорой. И вот как-то раз в дом к этому резчику пришел крестоносец с красной звездой и сказал: «Мы слышали, что ты хорошо работаешь с деревом и хотим сделать тебе заказ. После шведского нападения наш монастырь потерял почти все свои ценности и украшения. Мы хотим вернуть ему былое величие, поэтому нам нужен хороший резчик. Был у нас красивый крест, но когда мы его переносили, он рассыпался в прах, изъеденный червями. Если ты сделаешь такой же красивый крест, остальная работа — твоя!»
    Нетрудно догадаться, с каким воодушевлением резчик принялся за порученную ему работу, ведь от этого заказа зависела его дальнейшая судьба! Купив дерево и глину для создания предварительной модели, он принялся искать подходящего натурщика. Однако это оказалось делом не из легких: долго ходил резчик по Старому городу в поисках человека, соответствующего его образу, пока не вспомнил об одном знакомом нищем с Карлова моста. Больной, худой, с неизгладимыми следами голода и нищеты, этот человек как нельзя лучше подходил в качестве натурщика.
    Начиная с того дня резчик ежедневно приводил бедняка к себе домой и с нетерпением приступал к работе: привязывал руки нищего к бревну и тщательно ловил каждую деталь больного, измученного и исхудалого тела. Работа продвигалась хорошо до тех пор, пока резчик не начал изображать лицо. Бедняк был счастлив своей подработке, благодаря которой он теперь каждый день ел горячую еду, поэтому постепенно выражение его лица приобрело весьма и весьма довольный вид, совсем не соответствующий образу. Резчику работа не удавалась, ведь ему нужно было измученное выражение лица умирающего распятого. Как ни просил и ни уговаривал резчик бедняка сделать нужное выражение лица, последнему никак это не удавалось. Наконец резчик разозлился, потому что видел, что его работа может не получиться, если выражение лица не будет таким впечатляющим, каким он его себе представлял. Он понимал, что может упустить свою последнюю возможность и вновь впасть в нищету. Охваченный злостью и отчаянием, резчик ударил нищего ножом — с такой силой, что попал ему в сердце. Нищий умер. Сначала резчик испугался, но затем увидел в лице умершего как раз то выражение, которое ему было нужно. Снова принялся за работу и, когда закончил ее, закопал нищего в подвале собственного дома. Работа шла быстро, и вскоре резчик отнес готовый крест в монастырь. Приор и монахи застыли в изумлении и ужасе перед распятием — настолько реалистично было изображено лицо Христа. Они похвалили резчика за работу, хорошо ему заплатили и сделали новый заказ.
    Между тем, нищие с Карлова моста заметили, что их товарищ куда-то пропал. Спросили о нем резчика, но тот отвечал, что не знает, куда исчез бедняк и сам давно его не видел. Однако несмотря на то, что резчик так долго ждал новую работу, теперь дерево в его доме лежало нетронутым. Несколько раз приходили к нему монахи узнать о том, как идут дела. Резчик не отвечал и вел себя странно. Перемены в его поведении заметили соседи, начали распространяться слухи, что он сошел с ума. Проведали об этом и представители власти, и вскоре в дом к резчику пришли из ратуши. Во время осмотра мастерской был найден нож со следами крови, резчику пришлось сознаться в убийстве нищего и показать место, где он закопал труп.

    О чудесной скульптуре Мадонны с острова Кампа
    Скульптура Девы МарииОстров Кампа — одно из самых удивительных мест Праги. Он отделен от Малой Страны маленькой речкой Чертовка, за что получил название Пражской Венеции. Есть на этом острове дом, который можно заприметить еще с Карлова моста: на его фасаде стоит скульптура Девы Марии, а по бокам два деревянных валика. Говорят, что скульптура эта приплыла на Кампу во время очередного большого наводнения: у опор Карлова моста скопилась гора дров, трупы животных, обломки построек, а в кроне вывороченного с корнем приплывшего дерева горожане обнаружили часть деревянной стены с висевшим на ней изображением Девы Марии. Владелец одного из домов на Кампе решил взять скульптуру, и как только он принес ее домой, вода тут же начала спадать. Ее повесили на почетное место на фасаде дома. Говорят, что она помогала не только жителям дома, но и всем, кто обращался к ней в несчастье.
     В число самых известных подобных чудес входит легенда о валиках для белья. Жила в доме девушка-служанка. Она относилась к иконе с большим трепетом — всегда украшала ее свежими цветами, следила за тем, чтобы лампадка под ней никогда не гасла. И вот однажды гладила эта девушка белье на тяжелом старинном катке. Неожиданно ее рука попала между валиками механизма. Почувствовав боль и страх, девушка обратилась за помощью к Деве Марии, и в то же мгновение каток остановился. В память об этом удивительном случае с обеих сторон от иконы повесили валики от катка, сохранившиеся доныне.

    Легенда о Бланике
    БланикСчитается, что эта старинная чешская легенда была рассказана императору слепым странствующим сказителем, который обладал даром ясновидения. Есть рядом с чешским городом Бехыне местечко Луневице, в котором возвышается гора Бланик. Внизу горы, там, где из-под земли бьют холодные ручьи, находится отверстие, напоминающее готические ворота. Ворота эти являются входом в огромную подземную пещеру, представляющую собой большой зал с массивными сводчатыми потолками, как во дворце, и множеством колонн, украшенных старинным оружием.
    Внутри горы спят рыцари, когда-то убитые на войне, лежа на земле и каменных скамьях; при одних лежат доспехи, другие держат в руках мечи или сидят на лошадях, склонившись на их гривы. Вода ключа, который находится рядом с горой, струями течет между оседланными лошадьми. Эти рыцари — спящее войско Святого Вацлава, которое должно проснуться в тот день, когда настанут наиболее трудные для Чехии времена и в страну вторгнутся захватчики, чьи силы будут намного превосходить численность чешского войска. Тогда Святой Вацлав очнется от смертного сна и придет к горе Бланик, чтобы созвать своих воинов. Слепой сказитель поведал Карлу IV о тех знаках, по которым можно будет определить, что день пробуждения рыцарей Бланика уже близок. Сначала высохнут верхушки деревьев, растущих на горе. После этого старый сухой бук возле близлежащего озера пустит свежие молодые побеги. В конце концов, вода переполнит горный ключ и побежит ручьем вниз, — тогда раскроется Бланик и из него выйдут все славные чешские рыцари, чтобы в окончательном бою сразить врагов отечества.
    Битва у горы Бланик будет такой долгой и жестокой, что воды озера окрасятся в ярко-алый цвет от крови падших воинов. Только после того, как немало слез будет пролито и не один кровавый поединок состоится между двумя войсками, приедет на своем белом коне сам святой Вацлав. В руках он будет держать меч легендарного чешского воина Брунцвика. Увидев Вацлава, враги обратятся в бегство и попытаются укрыться в Праге, где и состоится последнее, решающее сражение, в котором чешские воины одержат решительную победу.
    «А когда все это закончится, — сказал слепой сказитель Карлу IV, — настанет в чешской земле золотой век: все будут жить в мире и согласии друг с другом, не будет ни убийств, ни воровства, ни предательства». Говорят, что каждый год в день Ивана Купалы гора Бланик открывает свои недра, и рыцари едут к ключу поить своих коней. А во время полнолуний они устраивают турниры, после которых на земле остаются следы от копыт.

    С рыцарями из горы Бланик связана еще одна интересная легенда.
    Проходил однажды мимо горы кузнец из Луневице, как вдруг его окликнул таинственного вида рыцарь, одетый во все черное. Он позвал кузнеца в подземную пещеру горы Бланик и попросил его подковать всех стоявших там лошадей. Кузнец сделал все так, как его попросили, а когда уже собирался уходить, рыцари сказали, что в качестве вознаграждения за свой труд он может взять немного… конского навоза.
    Кузнец был сильно обескуражен таким обхождением, но ослушаться грозного вида рыцарей не смог, взял свой старый холщовый мешок, положил туда навоз и ушел восвояси. К несчастью, он не знал о чудесных свойствах, которыми обладал навоз из пещеры Бланик, поэтому, оказавшись снаружи, тут же выкинул из мешка зловонное вознаграждение. Когда кузнец пришел домой, к нему подбежали все члены семьи, взволнованно спрашивая, где это он пропадал так долго.
    — Долго? — изумился в свою очередь кузнец. — Почему долго? Я провел всего лишь один вечер, подковывая лошадей для рыцарей из горы Бланик.
    — Один вечер?! — вскричали его домочадцы. — Господи, тебя не было дома целый год!
    Тогда кузнец рассказал о своем приключении от начала до конца и показал свой мешок из-под навоза. Однако как только он начал трясти им перед изумленными глазами членов своей семьи, оттуда неожиданно высыпалось несколько золотых монет. Тут-то кузнец и догадался об удивительных свойствах своего вознаграждения и тут же побежал искать то место, где выкинул навоз, но там уже не было никаких золотых монет.