Кромнержиж (Kromĕříž)
Город Кромнержиж находится примерно в 50 км от Брно. В Список ЮНЕСКО здесь внесены Архиепископский замок, а также примыкающие к нему Цветочный и Дворцовый сады.
Точкой отсчета истории Архиепископского замка следует считать начало XII века, когда город Кромнержиж перешел во владение оломоуцских епископов. В XIII веке один из них Бруно Шауэнберг построил на месте славянского поселения готическую крепость. За долгую историю своего существования эта крепость претерпела множество перестроек: от романского дворца до величественной резиденции в барочном стиле. По окончании Тридцатилетней войны город был подчистую спален шведскими войсками. Мало что уцелело и от замка. Согласно одной из чешских летописей, новоназначенный епископ Карл Лихтенштейнский, выйдя на террасу башни замка и увидев пепелище, оставшееся от города, прослезился и поклялся, что его резиденция будет иметь поистине княжеский облик. С этой целью он пригласил в город итальянских архитекторов Филиберто Лучезе и Джованни Пьетро Тункаллу. Следующие работы по реконструкции замка были проведены в 1752 году и несколько раз в течение XIX века из-за сильных пожаров. Результатом всех этих многовековых изменений и усовершенствований стало то, что, когда в 1950 году замок открыл свои двери для постоянных посетителей, все были поражены роскошью его убранства.
За все время существования резиденции внутри нее возникло множество красивых интерьеров с уникальным собранием мебели разных эпох, богатыми коллекциями изобразительного искусства и прочими ценными предметами. В Охотничьем зале представлена обширная коллекция старинного оружия. Находящийся рядом с ним Розовый салон служил в качестве приемного покоя для частных встреч с особо важными гостями, поэтому его интерьер оформлен с особой изысканностью: изящная мебель, огромные хрустальные люстры, венецианские зеркала свидетельства тонкого чувства стиля чешских и итальянских мастеров. Царский зал получил свое название в честь того, что служил для приема русского императора Александра III австрийским императором Францем Иосифом I. Здесь можно увидеть портреты самого Франца Иосифа, его жены императрицы Елизаветы, императрицы Марии-Терезии, епископа Леопольда Вильгельма Габсбургского и других выдающихся представителей эпохи великой империи. В зале совещаний находится портретная галерея епископов и архиепископов оломоуцских. Вообще, картины являются неотъемлемой частью почти каждого помещения Архиепископского дворца: большие живописные полотна в Тронном зале, заключенные в резные рамы тонкой работы, картины из уникальной замковой коллекции на стенах малой обеденной комнаты и бывшего обеденного зала… Несколько слов о последнем. После одного из крупных пожаров обеденный зал был перестроен в зал заседаний австрийского конституционного парламента, а затем Народной палаты. Более известное как холл для ассамблей, это помещение Архиепископского дворца является самым большим и красивым залом Чехии, решенным в изящном и грациозном стиле рококо. Позолоченные лепные украшения, хрустальные люстры, переливающиеся всеми цветами радуги, огромные зеркала, потолочные росписи на мотивы античных легенд, портреты архиепископа Кона и епископа Гамильтона заказчиков зала представительный вид этого зала обусловил тот факт, что он стал местом проведений концертов, музыкальных фестивалей, конгрессов, конференций и других важных мероприятий.
Гордостью Арихепископского замка является картинная галерея, расположенная на третьем этаже садового крыла. Ее основание относится к XVII веку, и сегодня по своей художественной и исторической значимости она является одним из лучших европейских собраний. Тициан, Лукас Кранах Старший, Брейгель, Ван Дейк, Паоло Веронезе как любители, так и ценители живописи по достоинству оценят художественные сокровища замка.
Одним из самых красивых и необычных помещений Архиепископского дворца является, пожалуй, так называемая Salla Terrena, или лоджия, характерное для архитектуры барокко помещение, находящееся на нижнем уровне садового крыла. Salla Terrena представляет собой пять богато украшенных гротов с потолочными фресками, скульптурами, лепными украшениями и комнатами для отдыха все это великолепие было создано итальянскими мастерами, приглашенными в Кромнержиж епископом Лихтенштейном. Salla Terrena служит входом на территорию великолепных задов Архиепископского дворца. Сады рядом с замком появились еще в эпоху Средневековья. В XIX веке был создан живописный английский сад с тремя искусственными озерами и несколькими сооружениями в духе романтизма, такими как, например, Помпейская колоннада или Китайский павильон. Цветочный сад (второе его название «Либосад») был организован по примеру садов эпохи Возрождения и ныне является одним из природных раритетов Европы. Идеально прямые и ровные ряды живой изгороди, из которых не выбивается ни одна веточка или листочек, делят сад на симметричные треугольники с цветниками, напоминающими богато расшитые восточные ковры. В центре сада стоит восьмигранная ротонда, навевающая мысли о садах Италии, для которых подобные сооружения также являлись весьма типичными. Рядом с ротондой располагается колоннада, с вершины которой открывается прекрасный вид на сады и историческую часть Кромнержижа.
К другим романтичным достопримечательностям Цветочного сада относятся Львиная чаша и чаша Тритонов, а также квадратный и круглый лабиринты.
И, конечно же, какой архиепископский дворец без винных погребов со слоем многовековой благородной плесени и поблескивающими в полумраке донышками бутылок с напитком богов! Между прочим, архиепископские погреба Кромнержижа являются единственным в Чешской Республике местом, где производят церковное вино, соответствующее ватиканским нормам. Осмотр погребов можно совместить с дегустацией и последующей покупкой полюбившихся сортов.