Чехия                 

Вилла Тугендгат в Брно

    Вилла ТугендхадНаходящаяся в Брно вилла Тугендгат стала первым в Чешской республике и четвертым в мире памятником современной архитектуры, внесенным в список культурного наследия ЮНЕСКО.
    Стоит заметить, что и сами заказчики объекта — супруги Тугендгат — и архитектор виллы (Людвиг Мисс ван дер Роэ) были весьма интересными и неординарными личностями, во многом опередившими по своим взглядам и воззрениям современную им эпоху.
    Оба супруга Тугендгат происходили из семей предпринимателей города Брно. Грета Вайс была дочерью богатого промышленника, Фриц Тугендгат являлся совладельцем крупной текстильной фабрики. Еще до своей свадьбы, которая состоялась в 1928 году, пара решила построить собственный дом, современный и в то же время уютный. На том месте, где ныне возвышается вилла, ранее находился семейный особняк Лёв-Бир, доставшийся в наследство Грете. У супругов не было четкой идеи, как должен выглядеть их будущий дом, но они точно знали, что это не будет старомодное здание с «кучей статуэток и ковров внутри».
    Для того чтобы воплотить свою мечту в реальность, супруги пригласили известного немецкого архитектора Людвига Миса ван дер Роэ. Несмотря на то, что Роэ не имел специального архитектурного образования, он разработал собственный универсальный подход к строительству зданий, основанный на использовании четких геометрических конструкций в сочетании с отражающими свет природными материалами, а также поверхностью воды.
    Построенная на естественном уклоне, вилла спроектирована на двух уровнях, составляющих вместе три этажа. На первом, цокольном этаже находятся разные хозяйственные помещения. Второй этаж, на который можно попасть поднявшись по двойной лестнице у входа, является основным в здании и состоит из трех функциональных зон. Жилая и светская зоны с примыкающим к ним зимним садом включают в себя гостиную, кабинет с библиотекой, кухню, салон для гостей, лифт и полукруглую обеденную комнату. В третьей зоне располагаются отдельные комнаты для персонала. На третий этаж виллы можно подняться прямо с улицы — по лестнице, спрятанной полукруглой стеной из матового стекла. Здесь находятся комнаты, принадлежавшие членам семьи (детские, комнаты хозяина и хозяйки), а также ванные комнаты.
    Как и многие другие сооружения, принадлежащие таланту Роэ, в вилле Тугендгат реализуется концепция «непрерывности пространства», при которой исчезает четкое разграничение между разными помещениями одного здания. Таким образом, идея свободы личности получила свое материальное воплощение посредством архитектурной идеи свободного пространства. Перемещаясь по комнатам виллы Тугендгат, не замечаешь, как кухня превращается в гостиную, салон для гостей — в библиотеку. Здесь все комнаты образуют единое целое — жилое и живое пространство. Такая открытая планировка и нечеткие пространственные границы способствуют большему контакту между жителями и гостями виллы и окружающей их обстановкой. Важное значение имеют и архитектурные формы, а также материалы, использованные для внутренней и внешней отделки виллы. Вилла ТугендгатСтальные рамы, обрамляющие полупрозрачные молочно-матовые стены (сам архитектор называл этот прием «кости и кожа»), точная техническая проработка мельчайших деталей и их функциональное разнообразие, использование прочных материалов высочайшего качества наряду с изящными, классически-спокойными формами служат отражению основного принципа, сформулированного Роэ как «больше, значит, меньше».
    Внутренняя отделка виллы основана на сочетании природных и искусственных материалов, вместе образующих удивительно гармоничное единство. Стальные колонны, частью будто бы врастающие в стены, а частью стоящие прямо посреди комнат, как стволы деревьев. Хромированные перила внутри здания и на нижней террасе. Цементные полы, покрытые почти бесцветной плиткой известкового туфа. Несколько секторов жилой и светской зон отделаны медово-желтым ониксом, который излучает множество теплых оттенков, когда на него падают солнечные лучи. Полукруглая стена из клееной фанеры, украшенная орнаментом из черного дерева. Благодаря огромным окнам (а они же являются и стенами), внутри виллы всегда много света, преломляющегося в стеклах и играющего тысячью разных оттенков на стенах и поверхностях предметов. Словно живой, этот свет может тускнеть, становясь молочно-белым в более темных уголках здания, или заливать золотыми струями открытые пространства виллы.
    Роэ принадлежит и дизайн большинства предметов мебели виллы Тугендгат, таких, как, например, софа из четырех частей со столиком для бриджа, также декорированным черным деревом, три стула, сделанные из изогнутых хромированных трубок, раздвижной обеденный стол на крестообразной ножке.
    Одной из самых удивительных особенностей виллы Тугендгат является то, что это современное здание одновременно контрастирует и сливается с окружающей его природой, благодаря гармоничности и простоте своих форм.