Кино
60-е годы в Чехии были ознаменованы ослаблением тоталитарного режима. Именно на этот период приходится расцвет чешского кинематографа, появляется новое направление, названное, как и французское аналогичное явление, Новой волной.
Пионером Новой волны стал режиссер Милош Форман. Его «Черный Петр» (1963) стал первым чешским фильмом, сочетавшим традиции игрового кино с документалистикой. Вслед за «Черным Петром» последовали еще два фильма, отснятых Форманом в Чехословакии, «Увлечения блондинки» 1965 года и «Бал пожарников» 1967 года.
В начале 60-х годов появились две другие работы коллег Формана по цеху «Интимное освещение» (1966) Ивана Пассера и «Смотри, Гомолка!» (1969) Ярослава Папоушека (более точный перевод названия этого фильма звучит как «Эссе о человеке по имени Гомолка»).
На смену первопроходцам нового кино пришли представители молодого поколения выпускники Школы телевидения и киноискусства: Иржи Менцель, Вера Хитилова, Ян Немец и другие. Все режиссеры Новой волны так или иначе старались отобразить в своих фильмах реалии той эпохи, в которую им довелось жить. Поскольку цензура все еще оставалась довольно жесткой, они часто прибегали к косвенным намекам и аллюзиям. Так, например, режиссер Отакар Вавра снял фильм «Молот ведьм», посвященный знаменитому судебному процессу, происходившему в XVII веке. Исторические реалии, отраженные в нем, имели весьма определенный подтекст обвинение тоталитарного режима 50-х годов.
Анализ исторических событий и переосмысление предыдущего опыта было вообще одной из основных тем чешского кинематографа начала 1960-х. Огромный пласт составляли картины, посвященные событиям Второй мировой войны: «Бриллианты ночи» Элмара Клоса, «Магазин на главной улице» Яна Кадара, «Поезда под пристальным наблюдением» Иржи Менцеля (последний из названных фильмов получил Оскара как лучший иностранный фильм 1965 года).
Одним из самых авангардных явлений чешского кинематографа 1960-х годов был так называемый «Киноавтомат», впервые представленный широкой публике на выставке EXPO-67 в Монреале. «Киноавтомат» демонстрировал фильм, сюжет которого путем голосования определяли сами зрители. В какой-то момент показ фильма прерывался и ведущий программы просил зрителей выбрать дальнейшее развитие событий путем нажатия одной из нескольких кнопок в ручке кресла. ЭВМ мгновенно подсчитывала пожелания зрителей и по большинству голосов включала соответствующий вариант продолжения фильма. Через некоторое время процедура повторялась.
Вслед за вторжением войск Варшавского договора на территорию Чехии в августе 1968 года последовала очередная волна эмиграции. Страну были вынуждены покинуть многие люди искусства, в том числе кинематографисты. Поэтика кино 1960-х годов оказалась безвозвратно утерянной: фильмы представителей Новой волны, которые решили остаться на родине, либо вовсе запрещались, либо подвергались жесткой критике. К числу таких работ относятся «Крематор», «Жаворонки на проводе», «Ухо» и другие.
Еще одним явлением, сопутствующим усилению тоталитарного режима, стали многочисленные фильмы для детей, множество которых появилось в это время. Кроме того, огромной популярностью пользовались комедии и пародии.